:::: Главная Франчайзинг Франчайзинг крупных нефтяных компаний


Франчайзинг крупных нефтяных компаний
Твой бизнес - Франчайзинг

франчайзинг крупных нефтяных компаний

По приблизительным оценкам Российского топливного союза, в нашей стране около 30 тысяч автозаправочных станций. Почти половина принадлежит крупным нефтяным компаниям, большинство из которых развивают сети АЗС с помощью франчайзинга

Большие и маленькие

Сегодня розничный топливный рынок довольно привлекателен для предпринимателей. В России на одну автозаправку приходится в два с половиной раза больше клиентов, чем в Европе. А маржинальный доход их владельцев составляет 15-20%. Этот рынок интересен и тем, что, помимо вертикально интегрированных нефтяных гигантов, на нем есть место и небольшим независимым АЗС. Наиболее простой способ существования малого или среднего предприятия, продающего горюче-смазочные материалы, – приобрести франшизу крупной компании. А для некоторых регионов, где основную часть рынка занимает одна из топливных империй, франчайзинг становится единственным способом выживания для независимых АЗС.

Компании-гиганты активно развивают такую схему работы. Почти все они еще несколько лет назад приняли решение развивать розничные сети продажи нефтепродуктов с помощью привлечения партнеров-франчайзи. За это время ЛУКОЙЛ подписал франчайзинговые договоры с более чем 300 небольшими компаниями. Почти таких же результатов удалось добиться «Славнефти». Немало франчайзи у ЮКОСа и ТНК.

Нередки случаи, когда крупные игроки рынка впоследствии скупают независимые франчайзинговые АЗС, работающие под их маркой. Для большинства топливных гигантов развитие франчайзинговых сетей – одна из форм агрессивной конкурентной борьбы. Это подтверждают слова из доклада вице-президента компании ЛУКОЙЛ Вагита Шарифова, который он делал в прошлом году на Московском международном нефтяном форуме: «В ходе конкурентной борьбы, рано или поздно, большинство независимых АЗС либо будут приобретены нефтяными компаниями, либо станут работать под их торговыми марками на условиях франчайзинга».

Очевидные плюсы

Чем же привлекателен АЗС-франчайзинг для независимых владельцев автозаправочного бизнеса?

Самое главное преимущество состоит в том, что нефтяные компании гарантируют своим франчайзи бесперебойную поставку качественных нефтепродуктов по устойчивым ценам. Для России, подверженной сезонным колебаниям спроса и, соответственно, периодическим провалам в обеспечении розничного рынка нефтепродуктами, гарантированные поставки качественного топлива имеют решающее значение.

Второе преимущество универсально для франчайзинговых отношений в любой отрасли. Это возможность использовать раскрученный брэнд.

– Работа под торговой маркой всемирно известной нефтяной компании приносит франчайзи дополнительную прибыль за счет увеличения реализации нефтепродуктов, – считает начальник главного управления организации сбытовой деятельности компании ЛУКОЙЛ Вера Журавлева. – К тому же, франчайзи получают возможность сэкономить на рекламе.

Новичкам вход закрыт

К кандидатам, желающим стать партнерами-франчайзи крупных нефтяных компаний, предъявляются специфические для этого рынка требования. Решающее условие – большой опыт работы на рынке АЗС. Потенциальный франчайзи обязан иметь в собственности или долгосрочной аренде земельные участки, на которых стоят уже действующие заправочные комплексы. Все это означает, что новичков к сотрудничеству нефтяные империи не приглашают. Причем предпочтение франчайзеры отдают владельцам не одной, а нескольких АЗС. Особо приветствуется, когда под знамя франчайзинга встает компания, у которой больше четырех заправок. Сотрудничать с одиночками крупным компаниям менее выгодно.

Причем не каждая автозаправка может быть пригодной для переоборудования в фирменную станцию. Многие компании требует от своих франчайзи, чтобы АЗС располагалась в месте, обеспечивающем стабильно высокий объем реализации нефтепродуктов. Если исследование компании подтверждает обратное – предпринимателю отказывают в предоставлении франшизы. Кроме этого, рядом не должно быть заправок, принадлежащих головной компании, так как это может вызвать внутреннюю конкуренцию.

– АЗС потенциального кандидата в франчайзи ЛУКОЙЛа обязана соответствовать современным государственным стандартам и нашим технико-экономическим требованиям, – говорит Вера Журавлева. – Это должна быть только стационарная станция под навесом, имеющая опрятный внешний вид. Она должна быть оснащена качественным разливным оборудованием. Желательно наличие сервиса, дополнительных услуг: автомойки, магазина или кафе.

Работа по переоборудованию обычно включает в себя перекраску строений на территории АЗС в соответствии с утвержденной цветовой гаммой, обязательное размещение логотипа франчайзера, техническую доработку или полное переоборудование станции.

Объем затрат, которые придется понести для этого франчайзи, варьируется довольно широко, в зависимости от исходного состояния автозаправочной станции, материалов, используемых для переоборудования, а также цен фирмы-подрядчика, которую привлекает владелец для производства необходимых работ. Если автозаправка, которой владеет франчайзи, в приличном состоянии, можно уложиться в $10 тыс. Если потребуется привлекать специализированные строительные организации, затраты могут возрасти до $50 тыс. Помимо этого, хозяин АЗС должен обеспечивать своих работников фирменной спецодеждой, которую, как правило, можно приобрести у франчайзера.

Есть и другое важное требование, которое предъявляют большинство компаний, работающих на этом рынке, к своим потенциальный франчайзи. Младшие партнеры обязаны приобретать нефтепродукты для реализации исключительно у головной нефтяной компании или через ее дочерние фирмы. Закупки топлива у сторонних производителей считаются серьезным нарушением договора.

Кроме того, франчайзеры регулируют ценовую политику своих младших партнеров. Некоторые позволяют им поднимать цены на АЗС по собственному желанию. Но продавать бензин дешевле, чем на заправках головной компании, строго запрещено.

Относительно роялти единого подхода топливные франчайзеры не имеют. Например, франчайзи ЛУКОЙЛа ежемесячно выплачивают головной организации сумму в пределах $1000. Тюменская нефтяная компания и «Славнефть» роялти вообще не взимают.

Строгие «родители»

Большинство АЗС-франчайзи завязывают юридические отношения с нефтяными компаниями на один год, с правом пролонгации договора по обоюдному соглашению сторон. К договору обычно прилагаются заявки на поквартальный график поставок топлива со стороны франчайзера. Плата за оформление договора и право пользования товарным знаком целиком ложится на плечи франчайзи. Стоимость регистрации одного товарного знака – 7000-8000 рублей. Бывает, что франчайзер передает своему партнеру не один, а несколько торговых знаков. Так, например, происходит в ЛУКОЙЛе. Договор с этой компанией, передающей в пользование франчайзи сразу три знака, будет стоить 22 тыс. рублей.

Нефтяные компании строго контролируют выполнение договоров концессии с независимыми автозаправочными станциями. За серьезные нарушения статей договора франчайзер может накладывать на своего партнера штрафы в размере нескольких сотен тысяч рублей либо вообще расторгнуть договор.

– С начала франчайзинговой деятельности компанией ЛУКОЙЛ было расторгнуто или не пролонгировано на новый срок несколько десятков договоров, – говорит Вера Журавлева. – Связано это, в первую очередь, с невыполнением коммерсантами требования привести АЗС в соответствие с фирменным стилем нашей компании. Часто причиной расторжения договора франчайзинга является реализация некачественного топлива, приобретенного на стороне. АЗС, принадлежащие фирмам-франчайзи, регулярно подвергаются плановым проверкам. За сбыт нефтепродуктов, не отвечающих нашим требованиям, коммерсанты возмещают компании понесенные убытки, размер которых определяется в каждом случае отдельно.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Чужие ошибки:

News image

БОДО ШЕФЕР

Финансовый консультант номер один в Европе, писатель и бизнесмен. Его семинары с успехом проходят ...

News image

История успеха Генри Форда

Пятого мая 1876 года Генри Форд, сын Уильяма Форда и Мэри Литогот, увидел паровоз. Пути Господни н...

Что такое?

Что такое консалтинговые услуги?

Как правило, проблемы возникают при интенсивном росте или, наоборот, стагнации организации, смене рынка и, как правило...

Аутсорсинг: с глаз долой — из сердца вон

Первое условие успешного применения аутсорсинга — анализ экономической целесообразности передачи непрофильных бизнес-п...

Курсы валют сегодня

Истории успеха:

Ивана Трамп (бывшая жена миллиардера)

News image

Ивана Желничек родилась 20 февраля 1949 года в Праге, Чехия. Детство прошло в бедном квартале. Закончила обычную пражскую школу и ничем не выделялас...

Карлос Слим Элу

News image

Мало кто предполагал, да и вряд ли кто-то предполагал, что Билл Гейтс когда-то уступит свое первое место после тринадцати лет первенства. Но в 2008 ...

Оксана Елманова: Бизнес - это система взаимоотношений внутри компании, где

News image

Известно, что одним из наиболее весомых критериев успеха компании является команда. О том, как сформировать эффективный коллектив, HRMagazine расспр...

Милтон Эриксон. Сила воли

News image

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. В 1919 году, сразу же ...

Простые идеи:

Бизнес идеи: открываем магазин

News image

Если вы устали зарабатывать деньги для кого-то, работая на сухую ставку, а также понимаете принципы действия рынка и возможности его, то вам полезн...

Притча для размышления:

Два психиатра

Два психиатра жили в одном доме. Каждый вечер они возвращались из своих учреждений и часто поднимались вместе на одном лифте. Лифтёр был очень сильно заинтригован одной вещью, которая происходила каждый раз снова и снова. Первый психиатр, выходя из лифта, неизменно поворачивался и плевал на второго. Тот улыбался, спокойно доставал свой платок из кармана, вытирал лицо, галстук или пальто